Через аккредитованные Росаккредитацией лаборатории и органы по сертификации проходят испытания более 80% всех товаров, обращающихся на российском рынке, это 14 млн испытаний ежегодно. Об этом заявил Министр экономического развития РФ Максим Решетников 14 марта на заседании Коллегии Службы.
Важным результатом работы Росаккредитации Максим Решетников назвал стимулирование инвестиционной активности: бизнес инвестирует в развитие лабораторий. Испытательного оборудования стало больше на треть: 1,6 млн единиц в 2023 г. по сравнению с 1,2 млн единиц в 2020 г. Выросло количество самих испытаний товаров – на 67%, с 8,3 млн до 14 млн в год.
«Система цифрового контроля позволяет Росаккредитации повысить прозрачность оказания услуг и сократить сроки их предоставления. Только за прошлый год они сократились на 15%, а за предыдущие четыре года – в три раза», – подчеркнул Министр.
Тему продолжил руководитель Росаккредитации Назарий Скрыпник. «У нас более 9 тысяч аккредитованных лиц, которым мы оказываем порядка 7 тысяч государственных услуг в год. За каждой услугой стоит ожидание бизнесом возможности открыть тот или иной испытательный центр, орган по сертификации, орган инспекции, орган по классификации гостиниц. То есть бизнес покупает оборудование, нанимает людей, снимает помещение. Раньше ему приходилось ожидать 100-120 рабочих дней для того, чтобы получить аккредитацию. Мы последовательно ведем работу по снижению сроков, перевели ряд ключевых услуг на ЕПГУ. 96% услуг сейчас оказывается при помощи видеосвязи. Это позволяет существенно снизить сроки оказания услуг. Мы достигли срока в 42 дня, поставили план на 2024 год — 38 дней», — детализировал он.
Заместитель руководителя ФТС России Елена Ягодкина подчеркнула, что взаимодействие с Росаккредитацией — один из ключевых моментов работы Таможенной службы, так как помогает обеспечить бесперебойные поставки стратегически важных и социально значимых товаров. «Росаккредитация является основным поставщиком данных для таможенных органов, ведь более 50% импортных поставок сегодня попадает под действие технического регулирования. Благодаря нашей совместной работе стало возможно применение технологий автоматического выпуска: проведение всех контрольных мероприятий в автоматическом режиме без участия должностных лиц. Такая технология значительно сокращает время совершения контрольных мероприятий и сводит их фактически до нескольких минут. Только за прошлый год к информационным ресурсам Росаккредитации мы направили более 4,5 млн запросов, среднее время получения отклика на наши запросы составляет 10 секунд, а время всех проверочных мероприятий — не более минуты. Это лучший результат среди всех федеральных органов, с которыми мы взаимодействуем в момент таможенного контроля», — сказала она.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин представил совместную работу сенаторов и Росаккредитации по наведению порядка на рынке упакованной воды. «За период 2021-2024 в реестре было зарегистрировано более 4800 деклараций о соответствии на упакованную питьевую воду. По итогам проверки, проведенной по инициативе Совета Федерации, Росаккредитацией было приостановлено действие 104 деклараций, что составляет чуть более 2% от общего числа зарегистрированных за указанный период деклараций», — привел он пример. Сенатор добавил, что эти действия, совместно с цифровой маркировкой упакованной воды к 2023 г. позволили: увеличить легальный оборот на 46%, на 88% снизить оборот товаров с нарушениями требований сертификации, появиться на рынке 461 новому производителю.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая в своем выступлении рассказала о законопроекте, который предлагает обязать продавцов на маркетплейсах добавлять в карточки товаров ссылку на реестр деклараций и сертификатов соответствия Росаккредитации, а сами торговые площадки – предоставлять продавцам техническую возможность сделать это. «Мы защищаем покупателя, который в интернете видит только картинку и может столкнуться как минимум с подделкой и потерять деньги, а в худшем случае – купить опасный для жизни и здоровья товар. Особенно это важно в случае с детскими товарами. Поэтому если размещаете товар в интернете, ставьте в описании ссылку на электронный реестр Росаккредитации», — призвала она.
Заместитель председателя комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко обозначила главную цель совместной работы с Росаккредитацией. «Сделать так, чтобы услуга или турпродукт, приобретаемые туристом, соответствовали в итоге его ожиданиям. Так как потребитель претензии по качеству работы, допустим, отеля предъявляет не его персоналу, не владельцу, не компании, которая установила ему то или иное количество «звезд», негатив получает весь курорт, весь регион, весь наш внутренний туризм», — считает она. Первый шаг на этом пути – совершенствование системы классификации средств размещения.
Руководитель Роскачества Максим Протасов отметил активное взаимодействие с Росаккредитацией в области совершенствования национальной инфраструктуры качества. «Мы проводим планомерную работу, направленную на улучшение качества продукции и услуг, а также на повышение доверия потребителей к российским производителям, российскому товарному рынку в целом, постоянно расширяем наши возможности в области повышения качества жизни граждан страны. Вместе мы выстраиваем систему, в которой качество становится обязательной нормой, а потребители уверены в том, что они получают самое лучшее», – отметил он.
Управляющий директор Ozon Сергей Беляков подчеркнул, что борьба с контрафактом – приоритет компании. «Мы используем комплекс мер по борьбе с подделками и некачественной продукцией: проверяем карточки вручную и с помощью моделей машинного обучения, нейросетей, проверяем маркировку «Честный знак» и общаемся с правообладателями через «Кабинет бренда», к которому подключены уже тысячи предпринимателей. Сотрудничество с Росаккредитацией — один из важнейших шагов в этой работе. Благодаря партнерству мы можем подтвердить безопасность миллионов товаров, представленных на нашей витрине, в том числе социально-значимых. Совместные действия позволяют нам эффективно бороться с несоответствующими товарами в интересах миллионов наших покупателей», — уверен он.